Согласитесь, Вам повезло! Вы получили бесплатную путевку для ребенка в санаторий! ГКУЗ КО «Детский санаторий им. Пав-лика Морозова» расположен в экологически чистом месте. Чи-стый воздух, вода, сбалансированное шестиразовое питание, ле-чение, обучение в школе, интересный и разнообразный досуг.
И вот уже направление на руках, все документы в порядке, чемоданы собраны. Осталось сделать самое главное — успокоить ребенка и объяснить, особенно, если он едет в санаторий впервые, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые трудные. Но, несмотря на это, Вы очень рады, что имеете возможность поправить здоровье своего ребенка. Объясните ребенку, что ему не нужно ничего бояться.
Пусть знакомится, все спрашивает. Убедите ребенка в том, что даже будучи далеко от дома, он не окажется брошенным, у него будет защита и опора - это сотрудники санатория, к которым он может обратиться в любую минуту за помощью или советом.
Ваш ребенок в санатории, казалось бы, можно вздохнуть спокойно и насладиться неделями отдыха, но душа не на месте, а в голову так и лезут вопросы «Как он там?», «Все ли в порядке?»
Пожалуйста, успокойтесь и убедите себя в том, что все хорошо, что в случае угрозы жизни или здоровью ребенка, вам обязательно бы сообщили.
Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться своим телефоном или куда его пригласят в том случае, если будете звонить вы сами на пост медицинской сестры. Ребенок будет чувствовать себя уверенным, зная, что вы всегда на связи. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу.
И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих детей. Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».
А некоторые родители, особенно те, кто впервые отправили ребенка в санаторий, даже срываются, едут и забирают своего ребенка домой, забывая, что подвергают его еще большей опасности, когда прерывают лечение.
Уважаемые родители, не стоит остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование санаторной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце лечения даже не захочет уезжать домой. Так советуют детские психологи.
Адаптационный период может длиться от двух-трех суток до двух недель. Это время привыкания к санаторию, к правилам и распорядку дня, определения своего места в новом детском коллективе и налаживание отношений с персоналом. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. В этом уму помогут заботливые и грамотные педагоги. Как правило, уже на второй неделе ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в санатории.
Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к санаторию желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.
Быстрее всего адаптируются к санаторной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в санатории.
Заботливые родители могут подготовить ребенка к санаторию, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное. Родителям ребенка, который отправляется в санаторий впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила санаторной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в санаторий, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его. Помня о том, что главное поправить здоровье и никогда не заболеть такой опасной болезнью, как туберкулез.
Родители должны знать, что адаптация проходит у каждого ребенка по разному. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт, как со сверстниками, так и с воспитателями, поэтому меньше тоскуют по дому и не чувствую себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в санаторную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь. Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока воспитатель знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сдруживаться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Воспитателям требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в санаторную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться до двух недель. Если ваш ребенок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в санаторий вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.
Маленьким детям можно дать с собой любимую игрушку или книжку и сказать, что уж с такими верными и понимающими друзьями ему точно не будет одиноко. Адаптация - естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из санатория. Напротив, надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в санатории, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к воспитателю, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых и лечение.
Ни в коем случае не обещайте забрать ребенка из санатория, если вы не готовы сделать это. Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с воспитателем и попросить прояснить ситуацию, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания. Если же ребенка никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно потребуется помощь, ему могут не поверить.
Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики, как родителям, так и воспитателям. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца лечения, оставив ребенка в санатории в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине лечения. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь. Ответственные родители понимают, какая опасность грозит их детям, если они прервут лечение.
Прекратить просьбы забрать ребенка домой можно различными способами: разговорами, угрозами или мотивацией. Последний путь срабатывает почти со всеми детьми. Пообещайте ребенку, что по окончании лечения купите ему новую игрушку, сводите его в кинотеатр или зоопарк. Важно предлагать ребенку нечто желанное, не то, что, ему нужно, а то, что хочется. Обещание необходимо обязательно сдержать даже в том случае, если ребенку понравится в санатории и остаток лечения он проведет с удовольствием.
Даже если первое знакомство вашего ребенка с санаторием сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, выучив этот урок, в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете и поправите здоровье с большим удовольствием.